Зарисовки

Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Зарисовки

Сообщение Авдотья »

История любой страны и любого народа полна легенд. Иногда они имеют четкую фактологическую основу, иногда - возникают как будто бы из воздуха, но укореняются, укрепляются и сами становятся фактами. Чем дальше в прошлое - тем больше легенд. А легенды о музыке? Чаще всего - очень поэтичны. Или, по меньшей мере - романтичны. Или где-то, в чем-то поучительны.
Зарисовки - потому, что это будут небольшие рассказы об отдельных музыкальных произведениях, так или иначе связанных с Украиной. Рассказы о музыкантах, чьи имена стали легендами. И даже об отдельных музыкальных инструментах. Я ни в коей мере не претендую на полноту освещения темы, которая безгранична. Ну и ... Порядка и внутренней логики рассказа у меня, скорее всего, не получится.
Очень надеюсь, что тема покажется интересной.

Изображение
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

Потом все это снова уходит в творческую лабораторию народной песни. Дополняется заимствованиями из других подобных песен , развивается – то есть проходит процесс фольклоризации, особенно интенсивный – в конце 30-х годов в ситуации того всплеска украинского патриотизма и эмоционального подъема, связанного с коротким и ярким периодом Карпатской Украины. Именно тогда складывается окончательный рисунок песни , зафиксированный Дезидерием Задором и исполненный в наши дни «Пикардийской терцией». В этой аранжировке песня становиться одним из символов и исполняется часто.
Виступ хору Київської Православної Богословської Академії на 54-му міжнародному фестивалі "Virgo Lauretana" в Італіїї, м. Лорето, базиліка "Святого Дому (Богородиці)".

Лемківська народна пісня "Гей пливе кача"
регент - Надія Купчинська
соліст - Микола Христян

Станіслав Гоян, Ірина Жовтолист. Оркестр ЗСУ 2018 год
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

Ну и то, как она звучит в Украине в 2022 году...
17 апр. 2022 г.
"Плине кача по Тисині"
(обробка Піккардійської Терції, переклад для струнних Віктора Рекало).
Національний камерний ансамбль КИЇВСЬКІ СОЛІСТИ
Концерт на підтримку України у Стокгольмському концерт-холі, за присутності королівської сім’ї Швеції, 27.03.2022
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

Максим Созонтович Березовский
Максим Созонтович Березрвский - один из наиболее талантливых (гениальных) композиторов Российской империи 18 века. В его биографии очень много белых пятен, что делает его личность и музыку еще более загадочной. Достоверные сведения о нем позволяют представить себе его жизнь в виде весьма сложного орнамента, нарисованного пунктиром. Поэтому так много домыслов, загадок и не совпадений в его короткой (32 года) биографии.
Родился в городе Глухове - на тот момент резиденции Разумовских.
Учился в знаменитой Глуховской школе певчих, откуда уехали в Петербург в свое время Сковорода и Бортнянский, а так же в Киево-Могилянской Академии.
В 16 лет уехал в Петербург и Березовский. Был зачислен в Итальянскую труппу при "молодом дворе".
Написал первое свое произведение - Хорал-концерт «Не отверзи меня во время старости» ( в 17 лет)

Италия. Знаменитейшая Академия города Болоньи с лучшим по тем временам педагогом - Дж.-Б. Мартини, которого современники называли «богом музыки». На стене Академии есть бронзовый барельеф с изображением Березовского . Рядом с Моцартом.
Опера "Домофонт", сохранившаяся в отрывках.
Лідія Забіляста - Misero pargoletto - Berezovsky
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

В 1771 году Березовский - в Петербурге. Без денег и в опале.
С фантастической идеей организовать в Кременчуге музыкальную Академию не хуже Болонской обращался к Потемкину . Есть два документа, характеризующих жизнь Березовского в это время : Первый о зачислении на скромную должность, второй - о выделении денег на погребение. Потому что по свидетельству современников - хоронить музыканта было некому и не за что.
Все. Биография закончилась. В 32 года он был убит или покончил с собой.
Осталась вот такая изысканная музыка . Так и хочется сказать :"Вышукана"...
Максим Созонтович Березовский Соната для скрипки и клавесина 2 я часть

И кружевом - литературно-романтическая версия жизни Березовского, наворочавшая весьма много и разного. Вплоть до связи с мифической "княжной Таракановой".Гадать можно сколько угодно. Что-то очень трагическое с ним произошло .
Его будто бы ластиком стерли отовсюду, оставив только вот эту литературно-романтическую версию, превратив реальную личность в литературного героя. Интерес к музыке Максима Березовского проснулся лет через 200. И вот тогда начали находить прямо груды каких-то отрывков и отрывков. вплоть до библиотеки Ватикана. Написали кучу музыковедческих работ. Сейчас - Березовского поют и играют. Вот тот - первый хорал - исполняют и церковные хоры и камерные ансамбли.
Хрустально-прозрачная, очень "интеллигентная" музыка ...
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

Березовський, Максим Созонтович (1745 - 1777) Cоната для скрипки та чембало До-мажор (1772)
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

Квитка Цисик.
Это будет совсем короткий пост. По "мотивам" ролика, выложенного в этой теме. viewtopic.php?p=15242#p15242
Вот там все как-то немного не так. Немного слишком утрировано.
Ну по порядку. Квитка Цисик не получала Оскара.
Да, она участвовала в создании саунд-трека оскароносного фильма, но даже специалисты не могут с полной уверенностью сказать, ее ли голос звучит в окончательном варианте. "Оскар" и еще кучу наград за эту песню получила Дебби Бун.
Kasey Cisyk and Didi Conn - You Light Up My Life

Да, она выступала вместе с Уитни Хьюстон и Майклом Джексоном, но не стояла вместе с ними на сцене: она была бек-вокалистской студийного ансамбля. И. опять таки, специалисты не могут с полной уверенностью сказать, в каких именно записях Майкла Джексона звучит ее голос.
Да, у нее много записей в США, но это в основном - озвучивание рекламных роликов. Правда, рекламных роликов таких монстров как Burger King, McDonald’s, NBC, CBS, American Airlines, Coca-Cola, Ford Motor. Была одним из наиболее популярных и дорогостоящих исполнителей рекламных джинґлов у США.
По украинской части - тоже близко к этому: Квитка фактически не пела (или очень редко пела) повстанських и стрилецких песень.
Разве что "Журавлей" Богдана и Левка Лепких записала для последнего, так и не вышедшего диска. Да и "Два кольора" не так уж сильно гоняли, после того, как песня попала в репертуар Гнатюка.

Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

Так в чем же суть и смысл истории Квитки Цисик?
Ведь вроде бы ничего особенного: ну пела она украинскую классику, украинские народные песни, те знаменитые украинские лирические песни 60-х годов...

Голос у нее был уникальный. Редкостное колоратурное сопрано + так называемый "белый голос" - манера фольклорного пения, которую можно услышать только в карпатский селах.
Кстати, именно она фактически открыла миру лемковскую песню
Квітка Цісик - Ой,верше мій верше.

Первый диск «Kvitka або Songs of Ukraine» вышел у 1980 году. Второй – «Two colors» («Два кольори») – у 1989году и оба были номинированы на премию «Гремми» в категории «Contemporary folk».
Для их записи Квитослава привлекла 40 лучших студийных инструменталистов Нью-Йорка. Партию рояля исполняла старшая сестра Мария.

Окольными путями эти две пластинки проникли в СССР, и...
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

Для Украины она стала откровением. Не только музыкальным, но и моральным. Как можно любить Родину, находясь вдали от нее. И вернуться, открывая нам самих себя. Вернуться не столько физически - сколько духовно, став одним из символов страны. Квитка стала своеобразным эталоном исполнения украинской песни, очень душевного и бережного отношения к музыке. Вроде бы все почти стандартно, и песню раньше слушали миллион раз, но...

Это воспринималось как совершенно новый, космический уровень.

Не только пения самой Квитки - украинской песни вообще. Как явления. Каждая песня - как нежное касание , заряженность эмоциональная и еще что-то необъяснимое, очень тонкое и волшебное
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

Коли не було з Нащада Світа
Вот этот текст считается одной из древнейших дошедших до нас обрядовых песен. Привет из дохристианских времен.
MNISHEK - Коли не було з Нащада Світа

Это вариант космогонических колядок, изначально не привязанных ни к Новому Году , ни к Рождеству, ни к христианству вообще. Здесь – о Сотворении Мира… Более ранний пласт песен содержит вариант о творении мира двумя голубями или соколами (птицами), сидевшими на дереве-яворе (Древе Жизни) и доставшими элементы мироздания последовательно со дна Моря. С развитием сюжета птицы превращаются в ангелов, а затем – в двух братьев. С христианизацией темы два брата получают имена апостолов . Естественно – Петр и Павел. Ну и Бог в лице главного демиурга. Старинная коляда превращается в христианский кант. Но общая тема – остается.
Один из вариантов – сильно сокращенный.

Ой, як же було ізпрежди віка Ой, дай Бо[г].
Ой, як не було неба і землі Ой, дай Бо'.
А тільки було синєє море Ой, дай Бо'.
На тому морі горіли огні Ой, дай Бо'.
Коло тих огнів сиділи святи. Ой, дай Бо'.
Радять радоньку, кого в море послать.
Ой, дай Бо'. Ой, пойди, Петро, по море на дно Ой, дай Бо'.
Та достань Петро жовтого піска Ой, дай Бо'.
Та посіємо по всьому світу, Ой, дай Бо'.
Щоб уродилось небо і земля Ой, дай Бо'.
Небо зорями, земля квітами Ой, дай Бо'.

Явно просматривается архаичность текста.
Интересно, что в поле зрения специалистов этот шедевр попал совсем недавно- в 80-90-х годах прошлого века, когда возникла очередная волна интереса к «деревенскому» фолку.
Этот текст был зафиксирован этномузыкологом (слово – зверское) Ганной Коропниченко в 1994 году в селе Грузьке Макаровского района Киевской области.
Аутентичное исполнение этой колядки вошло в несколько альбомов украинской этники.
As It Was from the Ancient Times
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

А вот в поле массового зрителя песня попала благодаря Константину Меладзе.
Меладзе сделал обработку этой версии колядки и использовал ее в Новогоднем мюзикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» Она звучит как элемент финальной песни. Звучит в той самой классической записи.
Поют Опар'єнко Віра Тихонівна (1922 р.н., соло, заводить); Машовець Марія Володимірівна (1921 р.н., сольний підголосок); Машковець Катерина Миколаївна (1929 р.н.); Піхур Одарка Онопрієвна (1913 р.н., соло); Моголівець Надія Григорівна (1914 р.н.); Цируль Раїса Гаврилівна (1929 р.н.)…
Ну и еще Олега Скрипки и Ани Лорак. Долго думала, стоит ли выкладывать ролик. Стоит. Ради памяти этих бабулек и села, которому сильно досталось весной прошлого года.
Вот настолько на «до и после» разделилась наша жизнь, что ролик воспринимается как нечто из другой Вселенной…

И свежая запись древнего текста . Красиво получилось. Та же легкая модернизация архаики, которая вообще характерна для современной украинской поп-музыки...

Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

Аркан

Живут как дышат, и дышат как живут .
Это - про гуцулов- еще одну карпатскую этно-группу. О них вообще написано очень много: про происхождение, обычаи , особенности. Очень много интереснейших фотографий, музыкальных записей. ... Колоритнейшие. Очень
яркие и самобытные. Кстати, вот та легенда, что в начале темы - гуцульская.



А сейчас про легендарный Аркан Танец. Потому что - "не гопаком единым"...
Аркан - очень древний танец. На фресках в румынском монастыре Хумор, датируемых началом XVI века, есть его изображение. Но он намного старше. Привет из времен язычества. Оттуда и символика хореографического рисунка и философия самого танца.
Аркан - сугубо мужской танец. Это часть обряда посвящения гуцульского юноши во взрослые. После этого (лет в 20) легинь получал право носить топорик-бартку, широкий пояс - черес, самостоятельно ходить на сплав и на полонину, "позирать на дивок", и убивать врагов...
Концертный, "академический" вариант от танцевальной труппы хора имени Веревки

Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

По преданию, это танец богатырей-опрышков спустившихся с гор. Есть несколько разновидностей аркана и определенные правила исполнения.
На концертную сцену аркан попал в начале 20 века в Румынии, потом потряс зрителей в Вене ( в исполнении просто жителей одной из деревень из района Свалявы)еще до Первой мировой войны , потом удивил Лондон...
Вроде ничего такого особенного в движениях - но энергетика у танца - бешеная. Карколомный такой танец. Безбашенный. Начинается очень медленно и постепенно темп ускоряется до космических скоростей...



Вот это - вообще фантастика. Фильм "Аннычка" 1968 год. Іван Миколайчук та Іван Гаврилюк.



Интересно, что - танец "живой": его можно увидеть не только в исполнении танцевальных коллективов, но и просто так.
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

Вот эта запись "Украинцы в Париже" была сделана в 2017 году.



А это вообще интересно: Село Печенежин. В том же 2017 году ставили рекорд по массовости. Здесь большая половина - аматоры... Интересно, как каждая команда выдерживает свой ритм и рисунок танца... Если в центре - серьезные такие танцоры - газды средних лет, то справа - вообще, как мне кажется, подростки крутятся ... Как получается - так и танцуют. Главное - атморсферно.



Кстати, знаменитые дикие танцы Русланы в 2004 году для Евровидения в основе своей имели именно Аркан.

Ну и вот такая его интерпретация.
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

«Ой горе-біда чайці-небозі»

Это произведение связывают с именем гетмана Ивана Мазепы.
Текст песни, которую исполняет Тарас Компаниченко «Ой горе-біда чайці-небозі», был обнаружен исследователем Татьяной Таировой - Яковлевой при разборе «Батуринского архива». Это достаточно большой объем документов, вывезенных в 1708 году из Батуринского дворца Ивана Мазепы и сохранявшихся в архиве А. Д. Меньшикова – всесильного фаворита Петра Первого. Именно Меньшиков в свое время стал главным «наследником» имущества Мазепы. О том, что именно гетман Мазепа был автором песни про чайку говорится и в других источниках, например в «Історії русів».



Если принять гипотезу про авторство Мазепы – становится понятна аллегоричность текста (отличительная черта барокко) и смысл аллегории. Некоторые исследователи считают, что в образе бугая здесь предстает Москва, кулик – это Швеция, ну и всем понятно, кого символизирует чайка, оплакивающая своих детей…
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

Есть еще одна песня с подобным содержанием. Очень долго именно ее текст считали творением гетмана Мазепы. Это старинная чумацкая песня, которая начинается теми же словами
"Ой горе тій чайці»

Нина Матвиенко



Связь между этими песнями – очевидна: совпадает общий сюжет и часть слов, использованы одинаковые образы, одинаковый эмоциональный настрой. Трагичный в общем-то. Какая из песен возникла раньше, и стала основой для второй – определить очень сложно. Да и нужно ли? Гетман ли услышал народную песню и переложил ее, создав типично барокковый текст, или создание гетмана «ушло в народ» обкатавший ее по-своему – не все ли равно? Важно другое – осознать сам смысл песни.
Почувствовать ту боль и трагедию, которые в ней переданы.
Поэтому специально выкладываю именно эту запись - аутентику Донеччины. Существует ли еще село Іскра Великоновосілківського району...
Это где-то рядом с Волновахой.

Это типичное «народное» многоголосье в выводом и подголосками. То самое пение, которое занесено в Список нематериального духовного наследия человечества. Боюсь, что, учитывая то, во что превратилась Донеччина сейчас – услышать подобное пение вживую стало уже невозможно.
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

И еще один хоровой вариант. "Академический". Український народний хор ім. Станіслава Павлюченка



Есть еще последний куплет чумацкого варианта «Чайки». Его редко поют. Но именно он расставляет все по своим местам.
VICTORIA GUNCHENKO (TORIЯ)

Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

"Прилетіла канарейка (Старий київський романс)"

Наверное, историю этой песни можно назвать «легенда, которая не состоялась» или «легенда, которой не было». В принципе незамысловатая такая по словам и музыке песня – типичный киевский вариант городского романса - жанра, близкого к не сильно уважаемому здешними организаторами шансону. Отсюда ее такая своеобразная мелодика и символика. Но, тем не менее – легенда это очень адресная, которая отправляет нас на Киевский Подол («за Канаву») и заставляет сразу же вспомнить целый букет образов, символов и персоналий. Начиная от незабвенного Свирида Петровича Голохвастова и заканчивая… Ну, тут у кого как фантазии хватит
Здесь все это озвучено солистами капеллы им. Ревуцкого - квартета "Impressio" і Анни Зарецькой и солистов хора мальчиков капеллы им. Ревуцкого.



Песня была написана для фильма студии им. А. Довженко «Дед левого крайнего», снятого в начале 70-х годов.
Главные роли в этом фильме исполняли замечательный артист Николай Яковченко (классик из классик) и знаменитый форвард Киевского Динамо того времени Анатолий Бышовец. А еще там играли Константин Степанков, Бронислав Брондуков, Василь Симчич... Короче - "звездный кастинг", как сейчас определили бы.
Режиссёром фильма был Леонид Осыка, киевлянин, влюбленный в родной город. Ну, может потому так и получилось: уникальная атмосфера съемок – очень душевная и сердечная. Композитор В. Губа вспоминал, как режиссер просил написать такую песню, чтобы в душу западала, и ее хотелось напевать. Чтобы - просто и понятно. Все исполнение этой, финальной песни концентрировалось на герое Яковченко. А Яковченко петь фактически не мог: больше квинты не мог вытянуть – голос был яркий, но очень ограниченного диапазона. Вот и пришлось выворачиваться, скрещивая песню и романс и исходя из столь небогатых данных исполнителя.
Пели «Канарейку» в финале фильма почти все актеры по очереди по куплету – вот и соединились через эту песню в одно целое почти все участники истории.
Слова Валерия Куринского были написан под уже существующую музыку и «выстроенную ситуацию» и подчеркнули вот эту душевность, камерность, поэтичность и такую своеобразную атмосферность фильма, где чуть не в каждом кадре "дышал Киев"...
В фильме все это выглядело и звучало так:



Ну… Короче фильм в широкий прокат допущен не был. Прошел где-то десятым экраном и лег на полку. На долгие, долгие годы… Ни на радио ни на телеэкраны эта «канарейка» тоже не прилетала… Вот и получилась такая «Легенда, которой не было»…
Ну и в заключение - шедевр, из которого эта канарейка "вылетела на Киевские улицы.
Фильм "За двумя зайцами " с Олегом Борисовым.

Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

Сербине, Сербиночку

Очень красивый клип и очень интересная песня.



Песня интересна и своим содержанием и исключительной архаичностью текста. Это песня существует в нескольких вариантах Была она записана "со слов" на Буковине. Считают, что была сложено она веке в семнадцатом - восемнадцатом. Что же там случилось?
В традиционной семье старший брат после смерти родителей выполнял функции главы семьи и защитника своих незамужних сестер . Он и замуж их выдавал, выбирая самый выгодный для семьи вариант.
Вот если принять это во внимание - то понятна трагическая история, которая лежит в основе сюжета песни. "Сербинами" в Украине того времени иногда называли балканских цыган, которых нередко можно было встретить по базарам и ярмаркам. Ходил такой красавчик- сербин, морочил голову девушке своей любовью. Пришлось ей брата отравить, чтобы за Сербина замуж выйти. Отравила брата - а Сербин все равно замуж не взял: отравила брата, отравишь и милого. Не нужна ему такая. И осталась дивка одна. Ни брата, ни Сербина...
Исполнители - вокально-хореографический театр "Гердан" из Черновцов. А "гердан" - это элемент одежды, украшение из бисера. которое одевают на шею, неотъемлемая часть народного костюма Буковины. Вот такая логическая связь. Вообще - фантастически красивая одежда. Не берусь судить. насколько она исторически достоверна, но очень элегантна и изыскана.
А это - тот же "Сербин" , только из центральной Украины.
Кировоградщина. Фольклорний ансамбль "Джерело" из с.Олександрівка Петрівського району. И тот же самый Сербин. Только чуть покороче



Поют
Наталя Іванівна Узлова 1953 р.н.
Дарина Василівна Когут 1950 р.н
Людмила Михайлівна Швець 1965 р.н.
Антоніна Олександрівна Дяченко 1927 р.н.
Лідія Павлівна Швець 1935 р.н.
Віра Петрівна Решетникова 1941 р.н.
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 229
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 761
Ранг: 1609

Зарисовки

Сообщение Авдотья »

Сховалось сонце за горою

Песня с очень интересной историей в "перепеве" Didodub feat. Anna Mnishek and Nick Kuranda



Эта украинская народная песня литературного происхождения появилась на свет почти 150 лет назад. На рубеже 19 – 20 веков и в первые десятилетия 20-го века эта песня была таким своеобразным гимном украинской сельской интеллигенции. Той ее части, которая вытащила на своих плечах важнейший этап становления украинской нации, - национально-культурное возрождение. И пошла на каторгу (царскую) или лагеря (советские)
Классическая версия в исполнении Волынского народного хора звучит так.



Автор слов этой песни – практически забытый сейчас поэт, писатель – Мусий Кононенко, член «Братства тарасовцев» - первой политической организации украинцев-самостийникив, писатель-самоучка из крестьян. В свое время один из предков Кононенко так «полюбляв оковиту», что продал сам себя из козацкого сословия в крестьяне. И , хотя покупателем был Н. Маркевич – один из первых собирателей украинского фольклора , от злыдней это семью не избавило. Сам будущий писатель родился в конце 60-х годов 19 века уже свободным. Детство его прошло в страшной бедности, из которой, благодаря своему трудолюбию, таланту и целеустремленности он выцарапывался всю свою жизнь. И служащим на железной дороге работал, и в армии служил, и хозяйство пробовал вести, и был организатором кооперативного движения на Полтавщине. Параллельно – литературный труд и участие в украинском движении. Мусий Кононенко и Микола Михновский – лидер самостийников – односельчане, хорошо знавшие друг друга с детства. Правда, Кононенко – несколько старше. Так или иначе, Кононенко поучаствовал в нескольких, говоря современным языком, «политических проектах». Несколько раз его арестовывали, был и под надзором полиции. В 1919 году Мусий Кононенко снова был арестован. Уже большевиками. Их тюрьмы вышел примерно через полгода озлобленным, растерянным, больным. Умер в 1922 году то ли от туберкулеза, то ли от голода…
Ответить