zoeshevr писал(а): ↑23 декабря 2022, 20:33
Да, да, наш вариант был о козаке.
Там даже этих вариантов - несколько. Козак погиб в степи или дошел куда-то и напился воды и т.д. Это в общем-то как вариант "низовой" песни - каждый сочиняет кто во что горазд... Такое бывает очень часто : песня обрастает вариантами, приобретает бесконечное множество куплетов, иногда кардинально меняет содержание.
Но я дальше опять к литературному источнику. Связывать с предыдущим постом будет именно "Степ широкий". Очень мощный символ. Кстати не только реально существующих степей, как среды обитания, а и бескрайней воли, как способа существования. Но тут - все очень и очень оригинально. Песня имеет настолько своеобразное происхождение и настолько неординарного автора, что хоть романы пиши и фильмы снимай.
Там, где Ятрань круто вьется
"Ятрань" - сама по себе песня очень красивая и интересная. В современном своем состоянии - чаще для профессионального, чем для любительского исполнения, хотя ее относят скорее к козацким песням, чем к романсам. Просто потому, что в ней сохранена вся присущая козацкой теме атрибутика: шабля, люлька, коник, чорнобровая дивчина, набирающая воду. Воду берет правда не из криницы, а непосредственно из Ятрани — красивейшей речки Черкащины. Там, довольно далеко от собственно степи, и родилась эта песня, по всей вероятности, в первой половине 19 века.
Вот такой-себе бесталанный сиротина с братом коником...
Автором слов и музыки этой песни был человек необыкновенно яркий и самобытный — Антин (Антон) Грицианович(Григорьевич) Шашкевич. Начнем с того, что его отец — Грициан Шашкевич, был участником восстания Тадеуша Костюшко. Вот что пишет о нем Иван Франко
Його батько Граціян Шашкевич брав участь у повстаню Костюшка і жив у своїм дїдичнім селї Бічовій, Лїтинського повіту, Подільської губернїї. Замолоду авантурник і паливода, він пізнїйше був дуже популярний серед шляхти за свою веселість, був шляхетським маршалком та мировим судією, а на старости літ віддав ся зовсім богомільству. Вмер у пізній старости.
Вот точно таким же "авантюрником" был и сын, родившийся в 1814(1813). Он явно продолжил дело отца, и в 1830 отправился воевать против Российской Империи. Был адъютантом генерала Кароля Ружицкого во время Польского восстания 1930 — 1931 года. Прославившись исключительной отвагой и бесшабашностью и получив тяжелейшее ранение, оказался сначала в Галичине, а потом и в Венгрии, где его принимали с большими почестями... Даже коня со сбруей подарили. Благодаря родне, которая за очень большие деньги выхлопотала ему амнистию, юноша смог вернулся домой. Интересно, что длительного тюремного заключения Антин избежал только потому, что во время восстания был еще несовершеннолетним. Но посидеть какое-то время в тюрьме и крепости, расплачиваясь за повстанский героизм ему пришлось. В начале 40-х Антин Шашкевич создал нечто, чему современные социологи дали бы название субкультуры, и приравняли к панкам, наверное. Где-то так. Группа шляхетской молодежи, буянила и шокировала почтенную публику на дорогах и ярмарках. У правдивого (настоящего) «балагулы» должна была быть простая бричка, обшитая лубом и выстланная соломой, и четверка лошадей, неухоженных, но очень сильных в действительности. На вид чем хуже, тем оригинальнее. Кучером был сам «балагула» с трубкой в зубах, одетый в свитку из грубого сукна, подпоясанный черкесским поясом и в широких штанах. Говорили «балагулы» исключительно на украинском языке. Ну и пели на нем же. По традиции польской шляхетской молодежи Подолья того времени романтизировали и героизировали козацкое прошлое Украины. Таким образом они протестовали против «французщины» и излишней законопослушности современного им общества. Закончилось все арестом Шашкевича и отправкой его в Киев, к губернатору Бибикову, который, однако, не усмотрел в деятельности «балагулов» никакой особой опасности. Потом Шашкевич женился, остепенился и вел вполне добропорядочную жизнь. Ровно до 1863 года, когда вспыхнуло очередное Польское восстание. И по-прежнему неуемный шляхтич отвел всех своих трех сыновей к генералу Эужену Ружицкому — сыну того генерала Кароля Ружицкого, чьим адъютантом он был в юности. После поражения восстания все имущество Шашкевичей было конфисковано. Антин с сыновьями отправился в эмиграцию, в Галичину, где и провел остаток дней своих. Умер и похоронен недалеко от Ивано-Франковска.
Где и когда именно, была написана самая знаменитая его песня про Ятрань — сказать сложно. Но во времена «балагульства» ее считали чем-то вроде неофициального гимна этих самых балагулов и распевали вовсю. Интересно, что песня-то в основном грустная такая. Ну и на какую именно мелодию ее пели(точнее горланили) — сложно сказать. Автором музыки обычно указывают того же Шашкевича. В 1890 году в Кракове на десятый год после смерти Антина Шашкевича, вышел сборник его произведений. В этом сборнике было помещено 20 его произведений, в том числе и один из полных вариантов песни «Над Ятранью». В этот момент этих вариантов уже был чуть не десяток. Песня моментально ушла в народ и обросла вариантами — настолько близка была народной мелодике и смыслам.
Музыкальную обработку одного из вариантов делал Николай Лысенко
Ее пела легендарная Оксана Петрусенко. Это — запись 1935 года. В советское время тут на социальном неравенстве акцент делали, а не некотором «разгуляе»
Соловьяненко. Вот этот вариант все-таки стал самым известным.
Отрывки из этой песни звучат в гениальном фильме «Пропавшая грамота». Вот это самое —
«Степ широкий -- то ж мій сват,
Шабля, люлька -- вся родина,
Сивий коник -- то ж мій брат».
Ну и на закуску — Леонид Сергиенко донецкий шахтер с 25 летним подземным стажем и без музыкального образования. Запись 2012 года
Да, наверное стоило затевать тот "цирк с конями" - "балагульство", чтобы оставить по себе такую память - песню, ставшую народной...