Десятилетиями Советское правительство старалось лишить свой народ информации о западных странах, заключив его за так называемый «железный занавес». Западные радиостанции безжалостно блокировались — заглушались генерированными аппаратурой спецслужб механическими шумами. Рок-музыка, как и другие проявления западной культуры и искусства, была под строгим контролем цензуры и под запретом КГБ. У редких приезжих с Запада пластинки и книги могли быть конфискованы уже на границе без всяких объяснений.
Несмотря на это, музыка различными путями все же просачивались через «занавес». Процесс начался с радио и пластинок. До появления магнитофонов музыку копировали на так называемые пластинки "на костях" или "на ребрах". Это были в подпольных мастерских (по рассказам – в Ленинграде или Москве) на специальных аппаратах изготовленные копии настоящих американских пластинок. На каждой копии была только одна песня, исходным материалом для изготовления самой основы пластинки служила рентгеновская пленка, на которой почти всегда можно было четко видеть кости человека, которому делали рентген. Такие пластинки можно было купить на «черном» рынке. Ясно, что название песни при этом покупателю оставалось неизвестным, исполнитель – анонимным. Срок жизни такой пленки-пластинки был очень коротким, проиграть ее можно было 5-6 раз, после чего приходилось выбрасывать из-за окончательного ухудшения качества звука или появления дыр. Предприимчивых производителей по прошествии некоторого времени арестовали и судили.
Несколько позже, с появлением первых магнитофонов, стало наконец возможным записывать короткие фрагменты музыки с радио на магнитофонные ленты – «на бобины» — чтобы слушать их позже снова и снова, переписывать и распространять среди друзей. Самая настоящая культурная революция началась с этого момента! Даже «железный занавес» не в состоянии был остановить этот процесс.
С шести лет в течение 8 лет Пит учился в музыкальной школе по классу фортепьяно и теории музыки. Параллельно школе, занятиям музыкой и в школе спортивной гимнастики, мама направляла его также на частные уроки английского языка. Запретный плод – западное радио – Пит стал слушать уже с 11 лет. Самым блестящим диктором того времени был Уиллис Конновер (Willis Connover), который каждую ночь вел Voice Of America “Jazz Hour”. Там звучал настоящий американский джаз! Это были звуки истинной свободы! Запись голоса Уиллиса Конновера.
Первый же в своей жизни настоящий рок'н'ролл Пит услышал примерно в 1958 году, с пластинки «на костях». Только через многие годы Пит смог идентифицировать первую песню, которая перевернула все его предыдущее восприятие мира, всю его жизнь – это была песня Фредди Кэннона (Freddy Cannon) – “Chattanooga Shoe Shine Boy”.
В 1959 году, Пит, учась в электромеханическом техникуме, будучи уже полностью зачарованным и завороженным неслышанными доселе ритмом и мелодиями – американским рок'н’роллом – присоединяется к самодеятельному ансамблю техникума сначала в качестве пианиста. Первая песня, которую затем Пит поет на сцене, — известная классика рок'н’ролла – Литл Ричард (Little Richard), “Long Tall Sally”. С этого дня Пит знает, что то, что он хочет делать и чему хочет посвятить свою жизнь, — это петь и играть эту волшебную музыку, которая называется также магически – «rock'n'roll».
Обучение в техникуме «закончилось» быстро – Пита признали «антикоммунистическим элементом», с выраженным «отклонением» — наклонностями к Западной «псевдокультуре». Точку поставил якобы случайно разбитый Питом бюст ненавистного Ленина в вестибюле техникума.
В 1963 году Пит c одним из друзей детства, с которым они познакомились в 11 лет в школе спортивной гимнастики, — Валерием Сайфудиновым, активно участвует в создании группы, которую они называют „Revengers”. Группе было предрешено просуществовать очень короткое время. Пит был «генератором идей», экспертом по музыке и английскому языку, «расшифровывал» большинство текстов с записей, иногда присоединялся к группе, играя на пианино. Репертуар “Revengers” по большей части основывался на огромной уже по тем временам музыкальной коллекции Пита, которую он «добывал» и записывал на магнитофонные ленты с заглушаемых западных радиостанций, а также с огромного количества самодельных пластинок "на костях": Элвис (Elvis), Билл Хэйли (Bill Haley), Чак Берри (Chuck Berry), Литл Ричард (Little Richard), Фэтс Домино (Fats Domino). Несколько раз группа даже выступила на вечеринках.
В 1964 году Пит основывает новую группу “The Melody Makers”, где он становится солистом и осваивает игру на ритм-гитаре. К игре в группе, за исключением барабанщика из „The Revengers”, привлекают новых музыкантов. В состав группы входит также Зигмунд Лоренц, у которого у первого во всей Латвии была настоящая американская гитара “Fender Stratocaster”. Новое название «занимают» у популярной английской музыкальной газеты “Melody Maker”, которую изредка привозили в Ригу какие-нибудь иностранные, скорее всего, арабские или греческие, моряки.
Естественно, репертуар группы опять был только строго на английском и подбирался из классики звезд рок’н’ролла.
“The Melody Makers” быстро стала скандально известной, сенсационной и культовой группой молодежи того времени, у нее появилось множество «фанов» и последователей. Везде, где бы группа ни играла, – в школах, на частных вечеринках (часто также под видом чьего-то дня рождения устраивали концерт), в техникумах и институтах, на свадьбах и т.д. — полуподпольные концерты группы сопровождал прием слушателей, близкий к экстазу. Люди танцевали, как сумасшедшие, кричали, — по сути, просто адекватно принимали музыкантов и рок'н'ролл, но в то время это считалось поведением, несоответствующим облику «строителя коммунизма». Так как руководство школ также делилось на тех, кто поддерживал молодежь или хотя бы не мешал и в душе радовался таким проявлениям веселья, и на тех, кто боялся возможных эксцессов и обвинений в поддержке «антисоветизма», то те вторые часто вызывали милицию или дружинников, которые грубо выталкивали разгоряченную публику из зала, пытались остановить танцы и сам концерт. Излюбленным местом проведения концертов была всегда Академия Художеств (“Akuška”), известная своим свободомыслием и либеральным отношением как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Каждый раз, когда “Makers” играли в Академии, фаны «штурмовали» ее, пытаясь пролезть внутрь, используя все возможные и невозможные пути – через окна туалетов, крышу, подвалы, просто силой и обманом проталкиваясь и пробиваясь через охрану у входных дверей.
В 1972 году Пит был приглашен петь на крупномасштабном фестивале «Rock’n’Roll Revival Show» в Англии, в котором на главных сценах участвовали Jerry Lee Lewis, Little Richard, Chuck Berry, Fats Domino, Bill Haley и другие знаменитые музыканты. Однако, ОВИР и КГБ не пустили Пита поехать в Англию... До сих пор он хранит билет и плакат с этого фестиваля, которые для него сохранили и позже ему прислали из Англии.
Не выпустили по официальному приглашению даже в Болгарию — играть в курортных ночных клубах.
Позже в том же году Пит в очередной раз был приглашен в КГБ, и на этот раз угрозы были крайне серьезными. Его предупредили, что если он будет продолжать петь и играть свою музыку, здоровье и даже жизнь его только что родившейся дочери Джоанны будет под угрозой.
Была большая волна эмиграции. Многие прогрессивные люди из тех, кто не погиб, не сдался, не спился, не видя никакой перспективы, уехали из СССР. Уехало много талантливых музыкантов, в их числе – Сэйский, которому удалось фиктивно жениться на еврейской девушке и эмигрировать. С 1975 года он постоянно живет в Южной Калифорнии, сейчас он владелец звукозаписывающей студии „Flight 19” вблизи Сан Диего.
У Пита не было выбора, петь и играть конъюктурную музыку или стать ресторанным музыкантом он считал для себя неприемлемым, поэтому и он решил эмигрировать из СССР. Пять раз подавал прошение об эмиграции и пять раз получал отказ. Вероятно, это была своеобразная месть со стороны советского государства. Ответ всегда был одинаков: " Считаем ваш выезд нецелесообразным"...
Почти 10 лет Пит жил в полной депрессии и отчаянии, ожидая только очередного ответа от эмиграционных служб, играя только в кругу близких друзей. К этому периоду относится увлечение Андерсона репертуаром Джоан Баэз.
В 1976 году, чувствуя себя полностью опустошенным и уничтоженным, как физически, так и морально, Пит принял решение об очищении лечебным голодом в течении 23 дней.
Новый подъем начался только в 1980-ом году, когда из Эстонии пришла по почте фотография новой группы “Rock Hotel” старого друга Хэйго Мирка из экс-„Optimistid” и приглашение вместе поехать на музыкальную «декаду» в Литву, в Шауляй. По пути в Литву у “Rock Hotel” был предусмотрен также концерт в доме культуры колхоза «Накотне». На этом концерте солист группы, знаменитый Иво Линна, бывший большой поклонник “Optimistid” и Пита, заранее не предупредив, вызвал Андерсона на сцену, и Пит в жутком волнении спел классическую песню — “Blue Suede Shoes” Карла Перкинса (Carl Perkins). Пит понял, что больше не может жить без рок-н-ролла и решил несмотря ни на что снова вернуться на сцену. В Риге он стал искать единомышленников. Были прослушаны и сменены многие музыканты, пока в 1982 году появился “Rock and Roll Band”, затем „Dopings” (это название было вскоре запрещено), переименованный в „Rock Archives” («Рок Архив») и позже в „Pete Anderson & The Archives” («Архив»).
Когда музыкантам наконец-то разрешили выступать официально, в декабре 1985-го года Пита впервые показали по Латвийскому телевидению в прямом эфире, с мероприятия „Sporta Laureāts”. Многие подумали, что это приехавший из Америки латыш.
В 1986 году, Пит стал главной сенсацией фестиваля „Bildes-86” в Риге.
Триумф продолжился и в следующем году, на музыкальном фестивале „Liepājas Dzintars-87” в Лиепае. „Archives” целый час играл «на бис». За рояль сел даже председатель жюри фестиваля Раймонд Паулс... Наконец-то, в конце восьмидесятых, имя Пита Андерсона возвращает свое прежнее звучание и классический рок’н’ролл опять приобретает широкую молодежную аудиторию во всей Латвии, для которой эта жизнерадостная музыка является неслыханным открытием.
Затем следуют концерты в Ленинградском рок-клубе и Дворце молодежи, выступления в Вильнюсском дворце спорта, на фестивале „Рок-Панорама” в Москве, многочисленные выступления на большом московском стадионе «Лужники» в компании с московскими мега-звездами.
В 1988 году редакция российского журнала «Кругозор» осмелилась выпустить первые записи «Архива» — «On The Road Again» и “I’m Ready/I'm Walkin'". По иронии судьбы, первые записи Пита оказались опять на "пленках" (мягких пластинках, которые вшивались в журнал)! В этом же году состоится первое выступление «за рубежом», в Польше. Поездка прошла в сопровождении кагэбэшника (секретаря горкома комсомола города Валмиеры).
В 80-е Андерсон был одержим идеей играть аутентичный рокабилли с духовыми инструментами, и ввел саксофоны в состав „Archives”. Он дал имя этому стилю – «BRASSABILLY» (от англ. «BRASS» – духовые инструменты, «-ABILLY» – от «rockabilly»). В значительной мере этот состав опередил возрождение свинговой музыки (Swing Revival) в начале 90-х в Америке, а может быть дал вдохновение многим молодым музыкантам, которые сейчас играют в этом стиле.
В Латвии и во многих других странах у Пита есть последователи. В составе его „Archives” уже в то время было три саксофона. Иногда приглашали также трубача и тромбониста.
Неожиданно, весной 1989 года, Андерсона принимают почетным членом Шведского рок’н’ролл клуба, за этим следует приглашение принимать участие в настоящем рок’н’ролльном фестивале в Йончопинге, в Швеции! Успех очевиден, за Швецией следуют два больших коммерческих тура по Дании, вместе с известной американской rhythm & blues группой из Флориды – “Little Nicky & The Slicks”.
После этого последовало невероятное приглашение принять участие в грандиозном фестивале рок'н'ролла в Англии, в Brean Sands. Там "Архив" выступал на одной сцене с оригинальным составом легендарных "Comets" Билла Хэйли (Bill Haley & His Comets). Обширное интервью с Питом было включено в документальный фильм BBC под названием “Sweet Mystery Of Rock’n’Roll”.
В конце 1989 года единственная Всесоюзная фирма звукозаписи «Мелодия» выпускает виниловую (LP) пластинку «Pete Anderson & The Archives Live!». Этот диск входит в историю рок-музыки СССР как первый альбом, который от начала до конца записывает на английском языке музыкант местного происхождения.
Альбом сенсационен и уважаем до сих пор и на Западе. Одновременно с «живой» записью этой пластинки создается короткометражный документальный фильм режиссера «Telefilma Rīga» Дзинтры Гека «Pits Andersons».
Начало девяностых проходит в поездках Андерсона с его составом «Архива» из девяти музыкантов по крупнейшим западноевропейским рок’н’ролльным фестивалям и слетам в Англии, Германии, Нидерландах, Бельгии, Финляндии, Швеции и многократно – в Дании с длинными турне по нескольку месяцев.
На фестивалях Пит выступает на одной сцене, встречается и знакомится со многими известнейшими легендарными музыкантами рок’н’ролла и кантри: Bill Haley’s Original Comets, Gene Vincent’s Blue Caps, Jack Scott, Billy Lee Riley, Hayden Thompson, Ventures, Robert Gordon и другими кумирами юности Пита.
В 1990 году группа Пита сняла видео клип “Jump, Jive An’ Wail”, который был включен в фильм, называвшийся “Rock in Baltic”. Фильм интенсивно показывался во многих странах, в том числе и в США. Идея и концепция этого клипа, похоже, была скопирована в 1999 году Оркестром Брайана Сетцера (Brian Setzer Orchestra) — очень похожий видео сюжет, сделанный на ту же песню, с такой же хореографией, антуражем и содержанием. Многие считают клип Сэтцера плагиатом.
В 1993 году американский сценарист и режиссер Paul Haggis, вдохновленный историей жизни Пита Андерсона, принимает решение снять в Риге фильм “Red Hot” («Красная Жара» в российском прокате) с Дональдом Сазерлендом, Балтазаром Гетти и Армином Мюллером-Сталом в главных ролях. Пит был приглашен на съемки и в качестве музыкального консультанта . Правда, на стадии монтажа у съемочной группы сократилось финансирование, что, как и слишком большое стремление приблизить фильм к Голливудским схемам, во многом испортило качество картины.
Кстати, на съемки картины шеф-поваром приехал Мартиньш Ритиньш, поваром – Элмарс Таннис. Оба после окончания съемок остались жить в Риге. Ритиньш сейчас известный владелец ресторана «Vincents», Таннис – владелец ресторана «Чарлстон».
«Архив» просуществовал до 1995-го года. В апреле 1996-го года появилась новая динамичная группа – “Pete Anderson & The Rhytm Kings”.
В ноябре в течение десяти дней на одном дыхании был записан Рождественский альбом “Rockin’ Christmas Time with Pete Anderson & The Rhythm Kings”.
Весной 1997 года президент студии «PSB Records» Ник Бинкли (Nick Binkley) пригласил Андерсона в США, в Южную Калифорнию участвовать в записи с американской рокабильной группой из Сан-Диего “Russel Scott & The Red Hots”. Попав на землю своей мечты, Андерсон проводит там четыре месяца, объездив многие из самых значительных музыкальных центров Америки — Нью Йорк, Новый Орлеан, Лосанджелес, Маями. Находясь в Америке, Пит выступает с девятью концертами в Майами и других местах во Флориде, с группой “Weld”, которая исполняет в основном традиционную музыку “honky tonk”.
В декабре 1990 года Пит сам продюсирует и издает альбом «Swingin’ As Always”, в котором собраны лучшие из записанных и неизданных за 10-летний период музыкальных произведений.
За этим следует “Pete Anderson Band”, в котором предусмотрено участие различных музыкантов. Постоянные участники – пианист Гинт Жилинский и гитарист Игорь Эунапу.
В декабре 2000 года шведский промоутер Hans Edler пригласил Пита в Стокгольм (единственного гостя не из Швеции) выступать на колоссальном празднике rock'n'roll-a „Rock Gala” вместе с крупнейшими шведскими зведами 50-х годов – Jan Rohde, Rockin’ Boris, Little Gerhard, Burken, Rock–Olga, Kenneth Swanstrom и др. Всех артистов сопровождала шведская rockabilly группа „T-Cats”.
Весной 2002 года Пит опять поехал в Америку, на этот раз в Техас, чтобы со своим другом – виртуозным гитаристом, аранжировщиком, профессором музыки country & western, Рэем Тэйтом (Ray Tate) — и группой студийных музыкантов записать на студии Cain Productions свой первый 100% американский альбом – “Texeclectic”.
Также как многие другие музыканты, какое-то время Пит Андерсон тоже был вынужден дополнительно работать на дневной работе и три года проработал региональным представителем американского концерна „Motorola” в Латвии и Эстонии.
Сегодня Пит по-прежнему переполнен энергией, поет и играет со своим бэндом из 5-6, иногда 8 музыкантов — "PETE ANDERSON & The AMERICAN DREAM” — во многих клубах и на музыкальных rock'n'roll, rockabilly и country фестивалях по всей Балтии и Западной Европе.
Музыкальная страсть Пита вдохновила многих музыкантов молодого поколения. Со своими искренними, переполненными позитивной энергией концертами он успешно выступал в Эстонии, Литве, России, Польше, Финляндии, Швеции, Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Германии, Великобритании, Италии, Мексике и США.
В последние годы часть репертуара группа Пита Андерсона играет и в стиле country rock. Множество великих классических произведений рок-н-ролла, рокабилли и кантри всегда в числе исполняемых песен.
Пит Андерсон – почетный член Всемирной ассоциации рок’н’ролла, шведского Rock’n’roll клуба, “Elvis Presley Fan Club of Estonia”, член “Gent Vincent Official Fan Club”, московского "Elvis Presley Memorial". Пит также единственный музыкант из Латвии и всего бывшего Союза , имя которого вписано в "Rockabilly Hall of Fame" ("Зал Славы Rockabilly")
Согласно мнению многих западных музыкантов и музыкальных критиков, Пит – один из лучших интерпретаторов и аранжировщиков песен 50-х – “Oldies”, обладающий талантом найти незаслуженно забытые песни и вдохнуть этим произведениям новую жизнь.
В последнее время Пит стал писать также свои собственные песни.
Одна из них "Baby I'm Crazy "Bout You" включена в его альбом “Sentimental”, изданный в 2004-ом году, в CD альбоме 2008 года "Brass-A-Billy" — "Red Corvette" и "Brassabilly Boogie".
Пит Андерсон был также у истоков латвийского частного радио, в течение двух лет работал ведущим на FM Radio Skonto, представляя свою собственную популярную программу “Be-Bop Boogie And Rockin’ Rhythm Review”.
В конце 1999 года в Риге открылcя музыкальный рок-н-ролл и кантри клуб „ALLIGATOR”. Помимо обычных регулярных выступлений музыкантов, Пит организовывал в клубе концерты — празднования дней рождений Элвиса, Джерри Ли Люиса, Чака Берри, БиллаХэйли, Фэтса Домино и других звезд рок'н'ролла. Концерты проводились в формате маленьких фестивалей, на них выступали как местные, так и зарубежные музыканты.
С 2005 года Пит вернулся к организации больших международных фестивалей рок'н'ролла в Латвии. В 2007 году успешно прошел уже третий ежегодный фестиваль.
В них принимали участие — Ivo Linna & Rock Hotel, Marco DiMaggio, Eva Eastwood & The Major Keys, Wildfire Willie & The Ramblers, Mike Sanchez Band, The Jive Cats, The Refreshments, Boogie D и др.
Помимо этого, Пит организует сам в Латвии или выступает на концертах, посвященных юбилеям мировых звезд рок'н'ролла и кантри вне ее.
В последние годы Пит также возвращается к выступлениям в расширенном составе (с двумя или тремя духовыми и иногда со steel-гитарой), как ранее в группе "Архив".
В 2008 году вышел новый диск Пита — "Brass-A-Billy", развитие идеи комбинации рокабилли со свингом, которую "Архив" реализовал уже в 80-х — 90-х.
В "Brass-A-Billy" соединены до сих пор несоедявшиеся инструменты и стили американской музыки, страсть к которой у Пита ни на йоту не остывает, при этом диск не превратился в обычный Big Band Rock'n'roll, как по оценкам самих американцев, было с предыдущими попытками сделать что-то подобное.
"Brass-A-Billy" получил признание и западных (в том числе американских) критиков и слушателей.