Однако революция панк-рока была в самом разгаре, и с точки зрения популярности группа все еще находилась на грани срыва из-за отсутствия Байрона. Firefly провалился в чартах, и в то время как многие участники, возможно, взяли паузу для размышлений или, по крайней мере, сделали паузу, чтобы зализать свои раны, квинтет собирался начать записывать свой второй альбом 1977 года. Состав остался прежним для Innocent Victim, их одиннадцатого студийного релиза, как и выбор студии звукозаписи (снова The Roadhouse) и человека в кресле продюсера - давнего менеджера лейбла Bronze Records Джерри Брона. Однако на этот раз Хенсли получил дополнительный зачет за свое участие. Обладатель прекрасного блюзового голоса, Лоутон, несомненно, обрел уверенность в себе на своем втором альбоме с Uriah Heep. Присоединившись к ним всего за три недели до начала записи Firefly, (Джон всегда принимал второстепенное участие). На этот раз он написал впечатляющую "Free 'N' Easy" в соавторстве с Миком Боксом. Другой "новенький", Тревор Болдер, также присоединился к Uriah Heep со своим собственным комментарием к "Roller". Хенсли был гораздо менее плодовитым, чем обычно, участвуя всего в четырех из девяти треков оригинального альбома. В большей степени, чем когда-либо, творчество группы носило отпечаток Джека Уильямса (Jack Williams), американского мелодиста, который сколотил себе состояние, работая в издательской компании, принадлежащей Питу Таунсенду и Роджеру Долтри из The Who, прежде чем принять приглашение Кена переехать в Англию и работать в собственном издательстве Хенсли той эпохи "Humble Tunes". Уильямс принес группе три песни: "Keep On Ridin'" (написанную в тандеме с Хенсли), а также "The Dance" и "Choices". Удивительно, но одна из лучших записей эпохи Лоутона - "The River" - не попала в окончательный список (хотя она добавлена сюда в качестве бонус-трека). Оглядываясь назад, можно сказать, что "Innocent Victim" - более разнообразная и изощренная работа, чем "Firefly", хотя никто, кроме наименее объективного поклонника, не мог бы утверждать, что она была столь же хороша. Для некоторых сочетание рок-номеров и изящных баллад, таких как "Illusion", представляло собой попытку выйти на прибыльный рынок стадионного рока в США - не то, что, по их мнению, должны были делать Heep. В очередной раз группе не удалось пробиться в британский чарт, хотя альбом имел огромный успех во всей остальной Европе - даже достиг самых больших за всю историю продаж в Германии. Когда сессии записи Roundhouse близились к завершению, Хенсли однажды пришел с соответствующей песней. "Free Me" была записана ровно за два дня. Много лет спустя Мик Бокс прокомментировал это так: "Это произошло мгновенно. Не было никакого длительного периода написания или репетиций - это просто появилось. И все были очень взволнованы этим". Это прозвучало как хит с той минуты, как мы услышали демо", - согласился впоследствии Джерри Брайон. "И это, безусловно, многое сделало для того, чтобы вернуть группу на правильный коммерческий путь. В Германии мы вскоре вернулись к выступлениям на площадках, которые были такими же большими, если не больше, чем все, что мы играли ранее". "Free Me" позже также возглавила чарт синглов в Новой Зеландии, а также получила хорошую трансляцию в Австралии. Но у этого успеха была и оборотная сторона. Сколько бы новых дверей ни открыл для группы "Free Me", он также решительно захлопнул их перед другими. Heep упорно трудились, чтобы заслужить себе репутацию мелодичной, мощной рок-группы. Тем не менее, новички, соблазненные синглом, отказались от остального хард-рок репертуара пластинки, и многие, кто вырос с Heep, почувствовали отчуждение от этого нового, более легкого направления. Группа невольно подставила под удар свои собственные спины. "Innocent Victim", безусловно, ознаменовал начало конца для Джона Лоутона, который запоздало согласился с тем, что альбом был не таким, каким мог бы быть. Как замечает один певец: "Там есть несколько хороших номеров, но они были недостаточно последовательными. А потом, ни с того ни с сего, появился хитовый сингл "Free Me". Оказалось, что это самый большой сингл Heep за всю историю его существования в Европе. Он сразу же занял первое место в Германии и оставался там около пяти недель. "И это не имело никакого отношения к тому, что Heep делали до этого; это была простая поп-песня"- добавляет Лоутон. "Следовательно, это было воспринято как правильный путь. И после этого мы начали писать странные поп-песни. Это просто было не по мне, я не могу писать поп-песни, чтобы спасти свою жизнь. Для меня "Free 'N' Easy" был тем, о чем шла речь - кровью и мужеством". Разногласия по поводу направления группы в конечном счете привели к досадному разрыву между Джоном и Кеном, точно так же, как маэстро клавишных поссорился с Дэвидом Байроном. Разочарование Хенсли усилилось из-за того, что Bronze настоял на том, чтобы Heep выпустили еще больше песен в духе "Easy Livin" ("Free 'N' Easy" - слабый пример этого феномена). Он также не слишком благосклонно отнесся к присутствию жены Лоутона Айрис в туре, сочтя это навязчивым. Когда это всплыло в ноябре 1977 года, "Innocent Victim" вызвала умеренный интерес прессы. Мнение рецензента классического рока Джеффа Бартона, который в прошлом неоднократно скрещивал шпаги с Heep, было, пожалуй, типичным. Бартон просмотрел пластинку на страницах еженедельника "Sounds Mag" и обнаружил, что обращается к тому, что теперь должно стать вполне реальной возможностью, а именно к тому, что Uriah Heep все еще будет заниматься музыкой к тому времени, когда автор достигнет преклонного возраста в 60 лет! Понятно, что усталый журналист признался, что не знал, "смеяться ему или плакать" от такой мысли. Альбом, о котором он говорил, был таким: "Хорошо. Не потрясающее мир, не эпохальное, не умопомрачительное, не потрясающее чувства, не обжигающее душу, не вершина величия... просто хорошо".
[Дэйв Линг - журнал Classic Rock Magazine]