Зарисовки

Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 125
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 374
Ранг: 839

Зарисовки

Сообщение Авдотья »

История любой страны и любого народа полна легенд. Иногда они имеют четкую фактологическую основу, иногда - возникают как будто бы из воздуха, но укореняются, укрепляются и сами становятся фактами. Чем дальше в прошлое - тем больше легенд. А легенды о музыке? Чаще всего - очень поэтичны. Или, по меньшей мере - романтичны. Или где-то, в чем-то поучительны.
Зарисовки - потому, что это будут небольшие рассказы об отдельных музыкальных произведениях, так или иначе связанных с Украиной. Рассказы о музыкантах, чьи имена стали легендами. И даже об отдельных музыкальных инструментах. Я ни в коей мере не претендую на полноту освещения темы, которая безгранична. Ну и ... Порядка и внутренней логики рассказа у меня, скорее всего, не получится.
Очень надеюсь, что тема покажется интересной.

Изображение
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 125
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 374
Ранг: 839

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

Аркан

Живут как дышат, и дышат как живут .
Это - про гуцулов- еще одну карпатскую этно-группу. О них вообще написано очень много: про происхождение, обычаи , особенности. Очень много интереснейших фотографий, музыкальных записей. ... Колоритнейшие. Очень
яркие и самобытные. Кстати, вот та легенда, что в начале темы - гуцульская.



А сейчас про легендарный Аркан Танец. Потому что - "не гопаком единым"...
Аркан - очень древний танец. На фресках в румынском монастыре Хумор, датируемых началом XVI века, есть его изображение. Но он намного старше. Привет из времен язычества. Оттуда и символика хореографического рисунка и философия самого танца.
Аркан - сугубо мужской танец. Это часть обряда посвящения гуцульского юноши во взрослые. После этого (лет в 20) легинь получал право носить топорик-бартку, широкий пояс - черес, самостоятельно ходить на сплав и на полонину, "позирать на дивок", и убивать врагов...
Концертный, "академический" вариант от танцевальной труппы хора имени Веревки

Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 125
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 374
Ранг: 839

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

По преданию, это танец богатырей-опрышков спустившихся с гор. Есть несколько разновидностей аркана и определенные правила исполнения.
На концертную сцену аркан попал в начале 20 века в Румынии, потом потряс зрителей в Вене ( в исполнении просто жителей одной из деревень из района Свалявы)еще до Первой мировой войны , потом удивил Лондон...
Вроде ничего такого особенного в движениях - но энергетика у танца - бешеная. Карколомный такой танец. Безбашенный. Начинается очень медленно и постепенно темп ускоряется до космических скоростей...



Вот это - вообще фантастика. Фильм "Аннычка" 1968 год. Іван Миколайчук та Іван Гаврилюк.



Интересно, что - танец "живой": его можно увидеть не только в исполнении танцевальных коллективов, но и просто так.
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 125
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 374
Ранг: 839

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

Вот эта запись "Украинцы в Париже" была сделана в 2017 году.



А это вообще интересно: Село Печенежин. В том же 2017 году ставили рекорд по массовости. Здесь большая половина - аматоры... Интересно, как каждая команда выдерживает свой ритм и рисунок танца... Если в центре - серьезные такие танцоры - газды средних лет, то справа - вообще, как мне кажется, подростки крутятся ... Как получается - так и танцуют. Главное - атморсферно.



Кстати, знаменитые дикие танцы Русланы в 2004 году для Евровидения в основе своей имели именно Аркан.

Ну и вот такая его интерпретация.
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 125
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 374
Ранг: 839

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 125
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 374
Ранг: 839

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

«Ой горе-біда чайці-небозі»

Это произведение связывают с именем гетмана Ивана Мазепы.
Текст песни, которую исполняет Тарас Компаниченко «Ой горе-біда чайці-небозі», был обнаружен исследователем Татьяной Таировой - Яковлевой при разборе «Батуринского архива». Это достаточно большой объем документов, вывезенных в 1708 году из Батуринского дворца Ивана Мазепы и сохранявшихся в архиве А. Д. Меньшикова – всесильного фаворита Петра Первого. Именно Меньшиков в свое время стал главным «наследником» имущества Мазепы. О том, что именно гетман Мазепа был автором песни про чайку говорится и в других источниках, например в «Історії русів».



Если принять гипотезу про авторство Мазепы – становится понятна аллегоричность текста (отличительная черта барокко) и смысл аллегории. Некоторые исследователи считают, что в образе бугая здесь предстает Москва, кулик – это Швеция, ну и всем понятно, кого символизирует чайка, оплакивающая своих детей…
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 125
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 374
Ранг: 839

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

Есть еще одна песня с подобным содержанием. Очень долго именно ее текст считали творением гетмана Мазепы. Это старинная чумацкая песня, которая начинается теми же словами
"Ой горе тій чайці»

Нина Матвиенко



Связь между этими песнями – очевидна: совпадает общий сюжет и часть слов, использованы одинаковые образы, одинаковый эмоциональный настрой. Трагичный в общем-то. Какая из песен возникла раньше, и стала основой для второй – определить очень сложно. Да и нужно ли? Гетман ли услышал народную песню и переложил ее, создав типично барокковый текст, или создание гетмана «ушло в народ» обкатавший ее по-своему – не все ли равно? Важно другое – осознать сам смысл песни.
Почувствовать ту боль и трагедию, которые в ней переданы.
Поэтому специально выкладываю именно эту запись - аутентику Донеччины. Существует ли еще село Іскра Великоновосілківського району...
Это где-то рядом с Волновахой.

Это типичное «народное» многоголосье в выводом и подголосками. То самое пение, которое занесено в Список нематериального духовного наследия человечества. Боюсь, что, учитывая то, во что превратилась Донеччина сейчас – услышать подобное пение вживую стало уже невозможно.
Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 125
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 374
Ранг: 839

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

И еще один хоровой вариант. "Академический". Український народний хор ім. Станіслава Павлюченка



Есть еще последний куплет чумацкого варианта «Чайки». Его редко поют. Но именно он расставляет все по своим местам.
VICTORIA GUNCHENKO (TORIЯ)

Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 125
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 374
Ранг: 839

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

"Прилетіла канарейка (Старий київський романс)"

Наверное, историю этой песни можно назвать «легенда, которая не состоялась» или «легенда, которой не было». В принципе незамысловатая такая по словам и музыке песня – типичный киевский вариант городского романса - жанра, близкого к не сильно уважаемому здешними организаторами шансону. Отсюда ее такая своеобразная мелодика и символика. Но, тем не менее – легенда это очень адресная, которая отправляет нас на Киевский Подол («за Канаву») и заставляет сразу же вспомнить целый букет образов, символов и персоналий. Начиная от незабвенного Свирида Петровича Голохвастова и заканчивая… Ну, тут у кого как фантазии хватит
Здесь все это озвучено солистами капеллы им. Ревуцкого - квартета "Impressio" і Анни Зарецькой и солистов хора мальчиков капеллы им. Ревуцкого.



Песня была написана для фильма студии им. А. Довженко «Дед левого крайнего», снятого в начале 70-х годов.
Главные роли в этом фильме исполняли замечательный артист Николай Яковченко (классик из классик) и знаменитый форвард Киевского Динамо того времени Анатолий Бышовец. А еще там играли Константин Степанков, Бронислав Брондуков, Василь Симчич... Короче - "звездный кастинг", как сейчас определили бы.
Режиссёром фильма был Леонид Осыка, киевлянин, влюбленный в родной город. Ну, может потому так и получилось: уникальная атмосфера съемок – очень душевная и сердечная. Композитор В. Губа вспоминал, как режиссер просил написать такую песню, чтобы в душу западала, и ее хотелось напевать. Чтобы - просто и понятно. Все исполнение этой, финальной песни концентрировалось на герое Яковченко. А Яковченко петь фактически не мог: больше квинты не мог вытянуть – голос был яркий, но очень ограниченного диапазона. Вот и пришлось выворачиваться, скрещивая песню и романс и исходя из столь небогатых данных исполнителя.
Пели «Канарейку» в финале фильма почти все актеры по очереди по куплету – вот и соединились через эту песню в одно целое почти все участники истории.
Слова Валерия Куринского были написан под уже существующую музыку и «выстроенную ситуацию» и подчеркнули вот эту душевность, камерность, поэтичность и такую своеобразную атмосферность фильма, где чуть не в каждом кадре "дышал Киев"...
В фильме все это выглядело и звучало так:



Ну… Короче фильм в широкий прокат допущен не был. Прошел где-то десятым экраном и лег на полку. На долгие, долгие годы… Ни на радио ни на телеэкраны эта «канарейка» тоже не прилетала… Вот и получилась такая «Легенда, которой не было»…
Ну и в заключение - шедевр, из которого эта канарейка "вылетела на Киевские улицы.
Фильм "За двумя зайцами " с Олегом Борисовым.

Аватара пользователя
Авдотья
LADY FOLK
: 125
Стаж: 13 декабря 2022
Откуда: Отсюда
Позитив: 374
Ранг: 839

Легенды музыкальной Украины. Зарисовки.

Сообщение Авдотья »

Сербине, Сербиночку

Очень красивый клип и очень интересная песня.



Песня интересна и своим содержанием и исключительной архаичностью текста. Это песня существует в нескольких вариантах Была она записана "со слов" на Буковине. Считают, что была сложено она веке в семнадцатом - восемнадцатом. Что же там случилось?
В традиционной семье старший брат после смерти родителей выполнял функции главы семьи и защитника своих незамужних сестер . Он и замуж их выдавал, выбирая самый выгодный для семьи вариант.
Вот если принять это во внимание - то понятна трагическая история, которая лежит в основе сюжета песни. "Сербинами" в Украине того времени иногда называли балканских цыган, которых нередко можно было встретить по базарам и ярмаркам. Ходил такой красавчик- сербин, морочил голову девушке своей любовью. Пришлось ей брата отравить, чтобы за Сербина замуж выйти. Отравила брата - а Сербин все равно замуж не взял: отравила брата, отравишь и милого. Не нужна ему такая. И осталась дивка одна. Ни брата, ни Сербина...
Исполнители - вокально-хореографический театр "Гердан" из Черновцов. А "гердан" - это элемент одежды, украшение из бисера. которое одевают на шею, неотъемлемая часть народного костюма Буковины. Вот такая логическая связь. Вообще - фантастически красивая одежда. Не берусь судить. насколько она исторически достоверна, но очень элегантна и изыскана.
А это - тот же "Сербин" , только из центральной Украины.
Кировоградщина. Фольклорний ансамбль "Джерело" из с.Олександрівка Петрівського району. И тот же самый Сербин. Только чуть покороче



Поют
Наталя Іванівна Узлова 1953 р.н.
Дарина Василівна Когут 1950 р.н
Людмила Михайлівна Швець 1965 р.н.
Антоніна Олександрівна Дяченко 1927 р.н.
Лідія Павлівна Швець 1935 р.н.
Віра Петрівна Решетникова 1941 р.н.
Ответить

Вернуться в «Легенды Музыкальной Украины»